За рулём

32 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Егоров
    Эти картинки на превью универсальны для всех статейГид по рынку мото...
  • Ирина Богданова
    Почему бы нам не начать самим делать классные машины? Это же не самолеты?Марка Omoda появи...
  • Антон Алейник
    Как до этого ездили 50 лет? Шляпу для дибилов постите Миртесен. То стравливаете между собой, то впариваете шляпу. Вот...Чем опасна вода в...

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

  Эти машины и во времена их молодости знали немногие. Неискушенный обыватель не сразу отличал полноприводные Победы и Москвичи от обычных. Информации о Победе с полным приводом не было даже в советских автомобильных справочниках. Об аналогичном Москвиче, правда, все-таки писали — и мы о нем еще расскажем во всех подробностях.  И все равно машины эти, пусть и выпущенные небольшими тиражами, в известной мере эпохальные — ведь это прообразы современных кроссоверов. Сельский час   Призыв Никиты Хрущева сделать автомобиль для колхозника, прозвучавший на одном из совещаний, директивой, в общем,-то не был. И помощи тем, кто должен был сделать этот самый автомобиль, тем более не обещал. Но общественное настроение отражал очень точно. Именно в середине 1950‑х власть, да и все остальные, куда внимательнее, чем прежде, стали приглядываться к не очень сытой и устроенной жизни советского села. Не случайно в те годы в ряду лучших советских фильмов было немало картин именно про деревню. И в них, кстати, было видно: на ГАЗ‑69 ездит обычно лишь районное начальство, сельчане же, включая председателей колхозов, — как правило, на телеге летом и на санях зимой. А ведь ГАЗ‑69 был единственным легковым полноприводным автомобилем страны.

Созданный, в первую очередь, для армии, прочный и простой, он предоставлял ездокам спартанские условия: аскетичный интерьер, с трудом заслуживающий термина «салон», брезентовый верх, предельно жесткая подвеска. Однако на Горьковском автозаводе был опыт создания других полноприводников. Еще в конце 1930‑х, взяв за основу концепцию американского седана Ford Marmon Herringtоn, создали ГАЗ‑61 – полноприводный, с подключаемым передком, вариант легкового ГАЗ‑11-73. Тогда машину ориентировали на армию. Но во время войны заводу было не до такой сложной машины, и идею практически забыли.  Победа с полным приводом В 1954 году группа Григория Вассермана взялась за аналогичный вариант на базе Победы ГАЗ-М20. Это был уже совсем другой автомобиль – с несущим кузовом. Который, несмотря на мощные лонжероны ГАЗ-М20, пришлось заметно усилить. В частности, доработали переднюю панель кузова, крышу в зоне центральных стоек, задние лонжероны пола в местах крепления рессор. Дополнительные усиливающие элементы получил и пол кузова. Двигатель мощностью 55 л.с. и трехступенчатую коробку передач взяли от Победы. На ГАЗ‑69 стоял точно такой же силовой агрегат. Раздатку, естественно, заимствовали у «козлика». Мосты 69‑го адаптировали к новой машине, в частности, уменьшив колею с 1440 до 1355 мм спереди и до 1388 мм сзади. Колесная база осталась неизменной – 2700 мм. В задней подвеске появился стабилизатор поперечной устойчивости – это же легковой автомобиль. Снаряженная масса по сравнению со стандартным ГАЗ-М20 выросла на 200 кг – до 1560 кг. Дорожный просвет увеличили с 200 до 210 мм, а максимальная скорость снизилась до 90 км/ч. Впрочем, по тем временам для такой машины этого было вполне достаточно. Прототип полноприводной Победы построили в 1954 году, а уже в 1955‑м начали серийное производство. Строго говоря, автомобиль Победой не назывался. На боковинах капота стояли шильдики ГАЗ-М72. Внешне машина отличалась «ростом», внедорожными шинами и щитком на арке заднего колеса – для уменьшения выброса грязи. Комфортный победовский салон (даже с радиоприемником!) дополняли два напольных рычага: включения переднего привода и понижающей передачи. Интересно, что ГАЗ-М72 стал первым советским автомобилем с омывателем ветрового стекла. В общем, получилась практически идеальная машина для председателя колхоза, районного начальства, не говоря уже о рядовом колхознике. Правда, в конце 1950‑х эти самые рядовые о собственных автомобилях и помыслить не могли. Да и вообще, такая машина даже не каждому колхозу была по карману. Акселераты «Ответственным работникам советского села», как писали в одной официальной бумаге, вполне хватило бы машины помельче, подешевле и поэкономичней. Уже в 1955 году, едва в серию пошел ­ГАЗ-М72, группа Вассермана создала опытный ГАЗ-М73.  Мотор объемом 1,2 л (35 л.с.) и трехступенчатую коробку передач взяли от еще не серийного Москвича‑402. С этой машиной в Горьком были хорошо знакомы, поскольку ГАЗ участвовал в проектировании ее кузова.  Раздаточную коробку и мосты «в миниатюре» спроектировали на основе узлов ГАЗ‑69. Машина с базой всего 2000 мм, колеей 1330 мм и массой 950 кг имела дорожный просвет 215 мм.    Собрали два прототипа – двухместное купе с легковым багажником сзади и пикап. Первый, условно говоря, делали для председателя колхоза, второй – для ремонтника, выезжающего в поле для экстренной починки комбайна. Говорили, что затею одобрил сам Хрущев, что, опять же, вовсе не означало финансовой поддержки завода. А ГАЗ ведь был до предела загружен серийной продукцией и освоить еще одну модель, к тому же сильно отличающуюся от существующих, просто не мог.  Но «скорбный труд» даром не пропал: горьковский прототип пригодился московским конструкторам для создания более компактного и демократичного аналога ГАЗ-М72 – Москвича‑410. Так что продолжение нашей истории впереди — заходите почаще! ПОДЪЕМ ВОЛГИ Полноприводные Волги все-таки существовали – но не для продажи. Автомобиль с кузовом универсала ГАЗ‑22 на старой фотографии – загадка. Делал машину явно не ГАЗ, вероятно – некий авторемонтный завод. Возможно, военный. Полноприводный ГАЗ‑24-95 – заводская разработка. Таких седанов с агрегатами УАЗ‑469 сделали всего пять. Одна машина была в Горьковском обкоме. Еще один автомобиль отправили в подмосковное охотхозяйство Завидово для главного в стране поклонника охоты – Генерального секретаря Леонида Брежнева. ГЕНСЕК В САПОГАХ Помимо довоенного ГАЗ‑61, у полноприводных версий Победы и Москвичей был и еще один, причем курьезный, аналог. В 1949 году по просьбе военных в Москве разработали ЗИС‑110Ш – полноприводный автомобиль повышенной проходимости на базе семиместного правительственного лимузина. Не мудрствуя, использовали агрегаты лендлизовского внедорожника Dodge WC, известного у нас как «Додж три четверти». Задняя колея у «американца» была всего на 50 мм шире, чем у стандартного ЗИС‑110, а передняя – на 150 мм. Раздаточная коробка не имела понижающей передачи. На ЗИС‑110Ш (считается, что Ш – штабной) с дорожным просветом 226 мм поставили форсированный 162‑сильный мотор с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами, как на бронированном ЗИС‑115.  В 1956 году на испытания вышел принципиально измененный, но тоже полноприводный ЗИС‑110П. Нового руководителя страны – Никиту Хрущева – отличала мобильность, и «проходимистый» ЗИС был полезен для поездок в целинные колхозы. Изменили раму, поставили масляный радиатор, создали даже оригинальную независимую пружинную переднюю подвеску. Обе подвески имели стабилизаторы. Применили отечественную раздаточную коробку от опытного грузовика ГАЗ‑62 (пробовали и вариант без демультипликатора). В коробке передач увеличили передаточные числа первой и второй ступеней. Поскольку на шоссе ЗИС‑110П расходовал около 30 л бензина на 100 км, а на бездорожье, по данным испытаний, – до 67 литров (!), на машину пристроили бак объемом 113 л вместо штатного 80‑литрового. Точное количество построенных машин, в том числе с открытым кузовом, неизвестно. По разным данным, их сделали от четырех до нескольких десятков. Иллюстрированная история легкового полного привода — тут. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем». «За рулем» можно читать в Одноклассниках. Фото: из архива «За рулем»

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

Первый кроссовер СССР: полная история ГАЗ-М72

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх