За рулём

32 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Егоров
    Эти картинки на превью универсальны для всех статейГид по рынку мото...
  • Ирина Богданова
    Почему бы нам не начать самим делать классные машины? Это же не самолеты?Марка Omoda появи...
  • Антон Алейник
    Как до этого ездили 50 лет? Шляпу для дибилов постите Миртесен. То стравливаете между собой, то впариваете шляпу. Вот...Чем опасна вода в...

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

В СССР кроссоверы не только делали, но даже продавали — и даже более полувека назад.  О полноприводном ГАЗ-М72 , созданном на базе Победы ГАЗ-М20, мы рассказали тут. Однако машины для чиновников районного уровня было недостаточно — «ответственным работникам советского села», как писали в одной официальной бумаге, тоже нужен был транспорт получше саней и телеги. В 1955 году, как только в серию пошел ­ГАЗ-М72, появился опытный ГАЗ-М73 — машина помельче, подешевле и поэкономичней.  Говорили, что затею одобрил сам Хрущев. Но ГАЗ был до предела загружен серийной продукцией и освоить еще одну модель, к тому же сильно отличающуюся от существующих, просто не мог.  Зато горьковский прототип пригодился московским конструкторам для создания более компактного и демократичного аналога ГАЗ-М72 – Москвича‑410. Сделать полноприводную машину из 402‑го было вовсе не так просто, как кажется.  Двигатель, разумеется, пришлось поднять над ведущим мостом, усилить кузов. Автомобиль получил новый передний и новый задний мост, оригинальный радиатор системы охлаждения и масляный радиатор, рычажные амортизаторы вместо телескопических.  Пришлось изменить даже угол наклона рулевой колонки. Поскольку кожух колонки Москвича‑402 в полноприводную машину не встраивался, в Москвич‑410 поставили старый руль от Москвича‑401.

По сравнению со стандартным Москвичом‑402 полноприводный седан с дорожным просветом 220 мм набрал 200 кг снаряженной массы (она достигла 1180 кг) и потерял максимальную скорость – всего-то 85 км/ч.  Зато, как писали в заводской инструкции 1958 года, достигнута главная цель: «При любых полевых работах – осенью, весной, летом – автомобиль будет обслуживать директоров МТС, бригадиров и механиков по ремонту, работников почты». Романтика! Быть или не быть Выпуск Москвича‑410 начали в 1957 году, а в 1958‑м, едва успев собрать чуть более тысячи машин, уже запустили в производство модернизированный Москвич‑410Н с новым верхнеклапанным 45‑сильным двигателем от Москвича‑407. С этим агрегатом максимальная скорость подросла до 90 км/ч. Одновременно начали производство и полноприводного универсала Москвич‑411. Вот уж настоящий предок современных кроссоверов!  Сложилась уникальная ситуация: в СССР параллельно выпускали три полноприводных модели с комфортабельными кузовами. Причем, в отличие от ГАЗ‑69, который свободно не продавали, эти формально были доступны частникам. Частные машины, кстати, изредка встречались на дорогах и в 1960‑х, и даже в 1970‑х годах. Москвич‑410 даже сыграл эпизодическую роль в картине 1959 года «Не имей сто рублей». Пробег Москва–Владивосток В общественной жизни ГАЗ-М72 самым ярким событием стал стартовавший 1 мая 1956 года пробег Москва–Владивосток. Писатель Виктор Урин, выпускник ВГИКа Игорь Тихомиров и фотокорреспондент журнала «За рулем» Александр Ломакин отправились от здания МГУ к Тихому океану.  Машину Урин купил без очереди на аванс, выданный под будущую книгу. Бензин путешественникам отпускали по специальному разрешению, ведь АЗС для частников было наперечет, а в глубинке они и вовсе отсутствовали. Ехали очень неспешно. Даже в Горький прибыли лишь через несколько дней после старта из Москвы. О пробеге писали газеты и журналы. Как ни странно, без особого пафоса. А уж об автомобиле рассказывали совсем немного. Важнее казалось описать, как расцветает огромная страна, как живут «города, колхозы, МТС». Упомянули лишь, что машина ломалась всего три раза. Для того времени и условий пробега, действительно совсем немного!  До Владивостока осенью 1956‑го путешественники доехали. Предшественники Нивы Однако вся эта «кроссоверная» советская идиллия длилась недолго. В первую очередь, обречена была полноприводная модификация Победы. Ведь уже в 1956 году ГАЗ-М20В с конвейера стала вытеснять Волга ГАЗ-М21. А это был уже совсем иной автомобиль, и его полноприводную версию никто не планировал. До 1958 года выпустили всего 4677 полноприводных ГАЗ-М72, на чём его производственная история и закончилась. Москвичи формально делали до 1963 года, но последние товарные автомобили собрали еще в 1960‑м. Руководство страны вполне логично ориентировалось на экспорт, приносящий столь нужную стране валюту. А более половины Москвичей‑407 в те годы продавали за рубежом. Полноприводные же автомобили, тем более такого класса, интереса у европейских покупателей не вызывали. Сделали всего 7580 полноприводных седанов Москвич‑410 и лишь 1515 универсалов Москвич‑411. Следующий полноприводный автомобиль с легковым комфортом – ВАЗ‑2121 Нива появился у нас лишь через полтора десятилетия. Конструктивно он был, конечно, совсем другим. Но концептуально, идеологически Нива – потомок тех моделей из далеких, почти «былинных» теперь 1950‑х. ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС Пофантазируем? ГАЗ-М72 и Москвич всё-таки отправили на внешние рынки. А конкурентов‑то у них почти не было! Правда, именно потому, что спрос на подобные машины в те годы был мизерным. Французский Citroen 2CV Sahara — в известной мере инженерный курьез. По габаритам автомобиль близок к Москвичу (база 2370 мм). Но на машине стояли два двухцилиндровых мотора по 0,4 л и по 12 л.с. – один спереди, второй – сзади. И – две четырехступенчатые коробки передач! Силовые агрегаты можно было использовать независимо друг от друга – или одновременно. В 1960–1967 годах сделали лишь 697 таких машин. Renault Colorale выпускали в 1952–1956 годах. Французская машина, построенная на раме, заметно крупнее Москвича и чуть меньше ГАЗ-М72 (колесная база Renault – 2660 мм). На автомобиле стоял 2‑литровый 58‑сильный двигатель. Делали универсалы, фургоны и пикапы. Но спрос на Colorale в Европе был очень невысок, в основном машины отправляли в Африку. Сделали около 43 000 автомобилей. Американский рамный Jeep Station Wagon – вариацию военного Виллиса с кузовом универсал и удлиненной базой – выпускали с 1946 года (в полноприводном варианте – с 1947‑го) по 1963 год. На машину с колесной базой 2622 мм ставили 2,2‑литровый 64‑сильный мотор, а позднее – «шестерки» мощностью 73 и 117 л.с. International Scout 80 1960 года имел колесную базу 2540 мм и мотор рабочим объемом 2,5 л (93 л.с.). Это тоже рамная машина. До 1965 года делали лишь пикапы с жесткой и мягкой крышами. Позже в производство запустили трехдверный универсал. Иллюстрированная история легкового полного привода — тут. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем». «За рулем» можно читать и в Яндекс.Дзен. Фото: из архива «За рулем»

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

Такой Москвич нам нужен!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх